МОРФОЛОГИЯ

ЗНАЧЕНИЕ, ФОРМЫ И ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ

22.08.2010. (4160)


На этой странице:

§ 7. Состав слова.

Морфоло́гия изуча́ет образова́ние слов (как из одного слова получается другое, с другим значением) и фо́рмы сло́в (как изменяется слово без изменения значения).

Вот несколько слов:
стол (предмет мебели),
столе́шница (крышка стола),
столя́р (мастер, делающий столы),
насто́льный (предназначенный для размещения на столе).

Каждое из них обозначает своё собственное понятие. С другой стороны, все они имеют общую часть стол, от которой они и образованы. Значит, эти слова – родственные, и их "родитель" – слово стол.
    Аналогично, слова лес, лесно́й, лесни́чий, поле́сье, подле́сок являются родственными, произошедшими от слова лес.
    Как корни дерева дают жизнь веткам и листьям, так слова стол, лес дали жизнь многим словам.
    Ко́рень сло́ва – о́бщая часть всех ро́дственных слов.

Задание.

Найдите корни слов, перепишите и подчеркните корни. Вспомните к каждому слову одно-два однокоренных слова.
Пример: бегле́ц: бе́гать, побе́г, разбе́г, бегу́н – бег.
Бели́ла, невесо́мость, проводни́к, стекля́нный, усили́тель, цепно́й, часовщи́к.

Понаблюдаем, как меняется форма слова стол в нашей речи: стоит стол; я подошёл к столу; передвинули стол; я сижу за столом, у стены три стола; книга лежит на столе; в комнате семь столов, за столами сидят ученики...
     Как видим, в разных случаях в конце слова добавляется часть (подчёркнутая в примерах), которая изменяет слово, но не изменяет его значение. Это — окончание.
     Окончание - изменяемая часть в конце слова, не меняющая его значение.
     Возьмём слово стрела. Одно из значений этого слова – заострённая палка для метания из лука. Корень этого слова найдём, изменяя его: есть стрела, нет стрелы, вижу стрелу. Слово стрелка уже имеет другое значение: указатель — новое слово; например, стрелка часов. Как видим, добавив после корня к, мы получили новое слово.
     Суффикс — часть слова после корня, образующая новое слово с собственным значением.
     Слово выстрел имеет тот же корень стрел, но часть вы- перед корнем превратила его в новое слово с новым, собственным значением: выброс снаряда из оружия. Эта часть слова называется приставкой.
     Приставка — часть слова перед корнем, образующая новое слово с собственным значением.
     В слове пристрелка (настройка прицела) мы видим и приставку при-, и суффикс -к-.
     Итак, в слове могут быть корень, суффикс (стоящий после корня), приставка (стоящая перед корнем) и окончание. Часть слова, в которой могут быть и приставка, и суффикс, но без окончания, называется основой слова. Например: он пре|крас|н|ый, она прекрасн|ая, оно прекрасн|ое, они прекрасн|ые.
   Основа - часть слова без окончания.

Как видим, слово можно изобразить в виде арифметического примера:

Приставка + Корень + Суффикс + Окончание = Слово.

Приставка + Корень + Суффикс = Основа.

   Основа слова определяет его значение.
   Приставок, суффиксов может не быть, а может быть несколько. Корень – один. (Слова, в которых может быть больше одного корня, рассмотрим позже.)

Слова, имеющие значение действия, часто дополняются ещё одной частью: -ся или -сь. Эта часть называется возвратной частицей. Возвратная частица всегда располагается в самом конце слова. Называется она так потому, что "возвращает" действие на того, кто действует: моется (моет себя), располагается (располагает себя)...

Впрочем, есть много слов с возвратной частицей, обозначающих действие, не направленное "на себя". Объясняется это, видимо, только нашими привычками. Действительно: мы говорим, что собака кусается, но ведь кусает она не себя! Мы говорим, что мама убирается, но ведь мама убирает квартиру! Мы говорим, что Дима дерётся, но ведь не дерёт же Дима сам себя!☺
    Подобных примеров в нашей речи так много, что все перечислить можно лишь в специальном словаре.

Задание 2.
   Определите части слов; перепишите их, вставляя между частями вертикальные чёрточки; корни подчеркните.
   Образец: неизве́стный; (определим основу: неизве́стный, неизве́стная, неизве́стныенеизве́стн; определим корень: изве́стие, весть, ве́стивест) не|из|ве́ст|н|ый.
Зае́зд, полево́й, го́рный, подоси́новик, сотвори́ли, ози́мый, разгово́р.

§ 8. Образование слов.

Слово может быть образовано следующими способами.
1. Добавлением суффикса, приставки.

Способ
(К – корень, С – суффикс, П – приставка)
Примеры
К + С ме́р|а — ме́р|к|а, мер|и́л|о, ме́р|н|ый
П + К ме́р|а — при|ме́р, об|ме́р, за|ме́р
П + К + C ме́р|а — при|ме́р|ка, от|ме́р|енн|ый, не|по|ме́р|н|ый
    П р и м е ч а н и я:
  1. нередко за приставкой, оканчивающейся согласным, следует звук [й], с которого начинаются е, ё, ю, я. В таких случаях записывается Ъ: разъезд, подъём, конъюнктура, безъязыкий...
  2. если за твёрдым окончанием приставки следует И, произносится Ы (по[ды]тожить, ра[зы]скать).

П р и м е р ы:
дар – бе́з|дарьдар|ёный – без|да́р|н|ый; гн|иль – гн|ил|о́й – про|гн|и́вш|ий – гн|ой; рв|ань – по́|рв|анн|ый – разо|рв|а́ть – раз|рыв|а́ть – вз|рыв|а́ть – вз|рыв; шир|ин|а́ – шир|о́к|ий – шир|ь – рас|шир|е́ни|е...

Задание 2.
Образуйте с помощью приставок и суффиксов по два-три слова, используя корни следующих слов:
окно́, кни́га, воро́та, по́ле, по́езд, мо́крый, до́брый.
Пример: вы́ход – прохо́д, ходи́ть, выходно́й.

2. Соединением слов или их частей в одно сложное слово.
    В таком слове последняя часть является главной, определяющей его основное значение – будем называть её значащей, – а остальные части уточняют или дополняют это значение – будем называть их дополнениями.
    Например: цвет может быть красным с бледным или ярким оттенком — бледно|кра́сный, ярко|кра́сный; восто́чно|сиби́рскийсибирский, её восточной части; огне|упо́рныйне пропускающий открытый огонь; жаро|про́чныйвыдерживающий жар (большие температуры); а́эро|фото|съёмкасъёмка фотографическая с самолёта...

П р и м е ч а н и е: В таких словах ударение делается не только на значащей части, но и на дополнениях, если они содержат больше двух слогов, – с меньшей чёткостью.

Задание 3.
   Образуйте сложные слова:
варя́щий ка́шу; ловя́щий птиц; име́ющий вид стрелы́; состоя́щий из древе́сных воло́кон; непроница́емый для воды́.

Задание 4.
   Опишите значение слов:
электрово́з; газосва́рщик; миноно́сец; мусоропро́вод; нитеви́дный; пулемёт; ядовитожёлтый; землевладе́лец.
   Пример: краснодеревщик — изготовитель изделий из красного (ценных пород) дерева.

Дополнение, которое означает число (имя числительное), ставится в родительном падеже, то есть в форме ответа на вопрос: "какого количества?" (при этом в слове одного опускается окончание -го): одно|эта́жный, двух|ме́стный, трёх|сло́йный, семи|заря́дный...
    Если числительное в сложном слове состоит из нескольких слов, эти слова пишутся цепочкой, без пробелов, то есть единым словом:
шестисо́т|семи́десяти|восьми́|колёсный, двадцати́|четырёх|ъ|я́русный.

С целью сокращения записи сложных слов с числительными допустимо числительные писать цифрами. В таких случаях число отделяется от определения дэфисом, за которым нельзя добавлять окончание числительного.

Можно:
тысячекилометровый, миллионоголосый, тысячелистник...
16-разрядный, 1-этажный, 2-местный, 3-слойный, 7-зарядный, 678-колёсный, 24-ярусный...

Нельзя:
1000-километровый, 1000000-голосый, 1000-листник...
16-ти|разрядный, 16-и|зарядный, 1-о|этажный, 2-х|местный, 3-х|слойный, 7-и|зарядный, 7-ми|зарядный, 678-и|колёсный, 24-хъ|ярусный,

Слова, образованные слиянием с числительными четверть-, пол-, полу- (половина), полутора- (полтора) пишутся слитно: че́твертьволново́й, полуволново́й, полме́тра, полуто́нный, полу́торалитро́вый.
Пол- отделяется дэфисом, если за ним следует:

  1. буква л:
    пол-листа́, пол-луны́;
  2. гласный звук:
    пол-арбу́за, пол-уха;;
  3. имя собственное:
    пол-А́зии, пол-Ита́лии, пол-Москвы́, пол-Во́лги...

Внимание:
имена собственные с приставками – плохой стиль.
Плохо: пол-Санкт-Петербурга,
хорошо: половина Санкт-Петербурга, половина Азии, половина Италии, половина Москвы, половина Волги.

Особые случаи образования сложных слов.

Слияние.

Часть слов образовалась из устойчивых (то есть часто употребляемых) сочетаний слов слиянием в единое слово: сего (этого) дня – сегодня, сей (этот) час – сейчас, с ума сошедший – сумасшедший, с ума сбродивший – сумасброд, ума лишённый – умалишённый...
    Поэтому оборот сегодняшний день (этого дня день) является бессмыслицей.

Аббревиатура.

Аббревиатура – набор заглавных букв — первых букв слов многословных наименований, выражений: школа среднего образования (средняя школа) – СШ, закрытое акционерное общество – ЗАО, общество с ограниченной ответственностью – ООО, Дом культуры и техники – ДКТ, высшее учебное заведение – ВУЗ, станция технического обслуживания автомобилей – СТО...
    Если аббревиатура содержит гласные звуки, её, часто, можно произносить в устной речи не только побуквенно (ВУЗ – "вэ у зэ"), но и единым словом (словесные аббревиатуры) ("вуз"). Составляя аббревиатуру, следует учитывать это и не допускать неприятного звучания.

Правила составления аббревиатуры:

Примеры неправильно составленных аббревиатур:

Внимание: Аббревиатура — не слово, а набор букв.

В устной речи словесные аббревиатуры (т. е. такие, которые удобно произносить, как слова) допускается дополнять окончаниями, но ни в коем случае — суффиксами и приставками. В цитатах устной речи (и только в них!) окончания у таких аббревиатур пишутся строчными буквами: "Он работает на ГАЗе." Она окончила два ВУЗа."
    Слова вузовец, киповец, гибэдэдэшник, гаишник и им подобные – безграмотны, вульгарны.

Допустимое применение:

В письменном тексте В устной речи Цитата устной речи
Я работаю на ВАЗ. Я работаю на вазе. "Я работаю на ВАЗе."
Они - студенты ВУЗ. Они - студенты вузов. "Они - студенты ВУЗов."
Планы
НИР и ОКР.
Планы
нир и о кэ рэ.
"Планы
НИР и ОКР".

Запрещённые случаи образования слов.

Нельзя образовывать слова из двух слов, если второе должно быть не в именительном падеже, то есть отвечает не на вопросы кто? что?, а на другие. Например: зам. (заместитель кого?) директора, пом. (помощник кого?) бригадира, зав. (заведующий чем?) лабораторией, и. о. (исполняющий обязанности кого?) мастера, место (чего?) жительства...
    Подобные сочетания в потоке устной речи сливаются в одно слово, но они не являются единым словом, поэтому во всех случаях последнее слово имеет одну форму, то есть не изменяется: (кто?) зам. директора, (кому) зам. директора, (кого) зам. директора; место жительства, к месту жительства, о месте жительства...

§ 8.1. Объединение.

В объединение входят независимые друг от друга слова, и этим оно отличается от сложного слова. Не следует путать объединение со сложными словами. В объединении слова равноправны, каждое имеет собственное значение, не зависящее от других. Слова в объединении почти всегда можно менять местами. Между словами в объединении ставится дэфис.
    Например: научно-производственный (производственно-научный), ликёрно-водочный (водочно-ликёрный), вокально-инструментальный (инструментально-вокальный)...

Особые случаи объединений.
А. Направление.
В объединении, в котором имеет значение направление, порядок слов определяется этим направлением.
1) По времени, то есть указание временно́го периода – от раннего; склоняется только последнее слово:
осенне-зимний, осенне-зимнего, но не зимне-осенний.
2) По переводу с одного языка на другой – от источника; склоняется только последнее слово: немецко-русский, в немецко-русском – с немецкого на русский; русско-итальянский – с русского на итальянский.
3) По пространству – от исходного (начального) пункта:

4) По количеству или порядку; интервалы с числительными – от меньшего; склоняются оба:
четыре-пять (4-5) человек – четырём-пяти (4-5) человекам, двадцать-тридцать процентов (20-30%) – в двадцати-тридцати процентах (в 20-30%).
   Примечание: принято интервалы времени (годы, века и т. д.) до новой эры (до н. э.), то есть до рождества Христа (до р. Х.) считать и называть в обратном порядке: пятый-четвёртый века до н. э., в седьмом-третьем тысячелетиях до р. Х. и т. п.. (Пятый век до н. э. наступил раньше четвёртого века до н. э., поэтому принято вести обратный отсчёт.)

5) По силе значения; усиление значения – от меньшего (при неравенстве); если склоняются, склоняются оба:
у́мный-разу́мный (у́много-разу́много), большо́й-пребольшо́й, далёкий-далёкий, огромный-огромный (огромного-огромного), еле-еле, чуть-чуть, день-деньской, рад-радёшенек, давным-давно, крепко-накрепко, толстый-претолстый (для толстого-претолстого)....
Б. Воинские звания; склоняется только последнее слово:
капитан-лейтенант, генерал-полковник – у генерал-полковника...
В. Имя собственное с именем нарицательным;
имя собственное всегда на первом месте; оба слова склоняются:
Волга-река – на Волге-реке; Псков-город – во Пскове-городе...
Г. Два имени нарицательных;
слова можно менять местами; оба слова склоняются:
старушка-мать – у старушки-матери, мать-старушка – для матери-старушки; братья-заступники – для братьев-заступников, заступники-братья – с заступниками-братьями; родина-мать – родине-матери, мать-родина – матери-родине...

§ 9. Не образуйте!

Есть слова, которые хочется образовать, но они получаются либо корявыми – неудобными в произношении, – либо нелогичными. Несколько примеров.

Нельзя жительницу Бразилии называть бразильянкой, подобно итальянке: по подобию, житель Бразилии – бразильянец! Хотя, по русскому обычаю, бразилец. Как же жительницу назвать? Бразилька – некрасиво... А так и называйте: жительница Бразилии!
Можно, конечно, сказать санкт-петербуржец; или, (устно) удобнее, сан-петербуржец; или, ещё удобнее, петербуржец. А как назвать его жену? Петербуржка? Не лучше ли обоих – жителями Сан(кт)-Петербурга?
Для Самары придумали самарчанку. Как гречанку от Греция, из которой грек?
   "Псковитянка" – помните?. Вероятно, её брат - псковитянин? А может, пскович? Или сестра тверича: тверичиха? тверянка? А как называть жителей Углича? Нью-Йорка? Орехова-Зуева? Пожалуй, орешки – покрепче самарчанки?

Итак: образуя слово, крепко подумайте.

§ 10. Слог. Перенос.

Попробуйте произнести слово извините "порциями", то есть частями, делая между этими частями паузы: изв... ин... ит... е. Не правда ли, неудобно? Почему? Потому что неудобно останавливаться на согласном звуке посреди слова. Кроме того, ин, ит, е звучат, как совершенно самостоятельные слова́, а не части одного сло́ва. А если так: из... ви... ни... те? Удобнее? Паузы воспринимаются, как вре́менные остановки, в ожидании следующей порции; согласные звучат внятно, потому что за ними следуют гласные.
Такие части слова называются сло́гами. Деление слов на сло́ги помогает переносить часть слова на следующую строчку, если всё слово не помещается на э́той. Кроме того, оно упрощает освоение чтения.
Слог – часть слова, в которой есть одна гласная буква.

ПЕРЕНО́С

Перено́с части слова на следующую строку делается по сло́гам, но на строке не может оказаться одна буква. Чтобы видно было, что на этой строке́ слово не всё, оставшаяся часть завершается дэ́фисом.

Примеры:
У-хват, ку-ша-ю... окажется: у-
хват, ку-ша-
ю
– одна буква на строке.
олень, ка-
као, ухват, опол-
зень, оди-
но-
кая, объ-
езд, подъ-
ис-
кать.


§ 11. Чередования звуков.

Во множестве слов бывают полная и сокращённая формы окончаний после мягкого согласного:
-ие – -ье: чередование – чередованье, движение – движенье, здоровие – здоровье, учение – ученье;
-ия – -ья: Наталия – Наталья, София – Софья, Мария – Марья, окончания – окончанья...

    Надо хорошо понимать, что эти пары окончаний равноправны. В то же время, мы, например, не скажем как Ваше здоровие? и не скажем здравья желаю! Потому не скажем, что это звучало бы непривычно. А непривычны эти варианты только потому, что могут употребляться, но не употребляются: окончанья слов, белое платие, известье, прибытье и т. п..
    С другой стороны, когда возникает вопрос, какое окончание должно быть в слове, проверять следует по полной форме. Например, кому подарок: Наталь(?) Взяв полную форму, определяем: Наталии, а не Наталие – Натальи! В плать(?) – в платии – в платьи!
    Как видим, пойду к Марье в новом платье – ошибки.

Ни зги не видать, а ведь этот посад
Может быть в городе, в Замоскворечьи,
В Замостьи, и прочая (в полночь забредший
Гость от меня отшатнулся назад).
Б. Л. Пастернак.

Придерживайтесь обычаев языка, а не обычаев употребления.

§ 11.1. Примеры чередования звуков.

Очень часто в русских словах отдельные звуки могут изменяться и даже пропадать.
Например,
в разных формах слов: запереть – запирать – запру;
в разных частях речи с одним корнем: ходить – хождение – хаживал и в других случаях.
   Более того: близкие понятия могут обозначаться разными словами: ходить, идти, шёл...

Чередование сочетаний.

Сочетания Примеры
ере – ре бе́рег – безбре́жный, де́рево – древе́сный, че́рез – чрезвыча́йно
ело – ле шело́м – шле́м;
оло – ла голова́ – глава́, хо́лод – охлади́ть, го́лос – гла́сный, молодо́й – младе́нец
оло – ле волоку́ – влеку́, заполони́ть – плени́ть
оро – ра воро́та – привра́тник, здоро́вье – здра́вствуй, сто́рож – стра́жа

П р и м е ч а н и е: эти чередования нельзя применять к любым сочетаниям, они встречаются только в определённых словах.

Примеры чередования согласных.

Лебедь – лебяжий; гладкий – глаже;
водить – вожу – вождение, судить – сужу – суждение...

Примеры чередования гласных.

Везу – вёз – возит, теку – тёк – протока;
запереть – запирать – зап|ру, cоберу - собирать – соб|рать;
лебедь – лебяжий...

Чередований очень много – не стоит их запоминать: лучше внимательно слушать и читать, чтобы слова откладывались в памяти.
   Вот пример искажения слова обычаем. Есть слова сладкий, сладости; теперь почти все говорят сласти. Так появилось слово слаще (чередование ст – щ: простой – проще), вместо слова слаже (чередование д – ж: гладкий – глаже) или (лучше) сладче (чередование к – ч: шибкий – шибче).

Чередования. Для справки

Из учебника 1953 года с некоторыми уточнениями.

Согласных
к – ч: рука – ручка, мука – мучной; сук – сучья; пеку – печёшь, испечённый, печенье; громко – громче;
г – ж: могу – можешь; сапоги – сапожник; долги – должник; рога – рожок; тугой – туже;
х – ш: потеха – потешный; сухой – суше, сушить; тихий – тише; ухо – уши;
ц – ч: лицо – личный, столица – столичный;
т – ч,
т – щ:
светить – свечу; ответить – отвечать; свети – свеча;крутой – круче;
смутить – смущу; сократить – сокращать;
д – ж – жд: водить – вожу – вождение; судить – сужу – суждение; ходить – хожу – хождение;
лебедь – лебяжий; гладила – глажу;
с – ш: носить – ношу, ноша; украсить – украшу, украшение, украшенный; послать – пошлю: высокий – выше;
з – ж: возить – вожу; снизить – снижу, сниженный, снижать; низок – ниже;
ск – щ: искать – ищу; писк – пищать; таскать – тащить; доска – дощечка; треск – трещать;
ст – щ: свистеть – свищу; густой – гуще; место – помещение;
Перед суффиксом -т-
д – с,
т – с
:
веду – вести, плету – плести.
Следующие сочетания ошибочно относят к чередованиям.
На самом деле, -л- — беглая согласная.
Суффикс -л- и беглая -и-
ил – л: любил – люблю, купил – куплю, ловил – ловлю, кормил – кормлю, графил – графлю

Гласных (Ø — нет звука)
е – о: везу – возит, несу – носит, теку – ток, беру – сбор, умереть – мор;
е – ё: теку – тёк, несу – нёс, пеку – пёк, метла – мётлы, весло – вёсла, ведро – вёдра, жечь – жёг, жена – жёны, желтеть – жёлтый, шедший – шёл, челнок – чёлн, щека – щёки;
о – а: бросать – разбрасывать, морозить – замораживать, распоротый – распарывать;
е – и – Ø: запереть – запирать – запру, Соберу – собирать – собрать;
о – ы – Ø: посол – посылать – послать, зов – созывать – звать.
о – ы — у засохнуть – засыхать – сухо.
о — у глохнуть – глухо.
ы — о полыхать – сполохи, дышать — вдохнуть

Беглые е, о.

     Звуки е и о, чередующиеся с нулём звука, называются беглыми. Беглые е и о особенно характерны для склонения некоторых существительных и прилагательных. Например: сон – сна, день – дня, молодец – молодца, кусок – куска, соловей – соловья, окно – окон, сто – сот, весло – вёсел, шайка – шаек, вечный – вечен, смешной – смешон.