Рыжая
Соверше(ё?)нный вид глагола.

Начало Литература Историческая справка
1618 1666 1757 1802 1809 1810 1812 1822 1827 1831 1850 1880 1913 1947

___Скажу сразу, вопрос для меня пока остался открытым. Мне кажется, что искать ответ надо не в правописании, а в произношении 17-19 вв. Немножко познакомившись с историей русского языка и с трудами филологов 17-19 вв., я пришла к убеждению, что буква ё не употреблялась в книгах тех времён не из-за снобизма, а по сложившейся традиции ЛИТЕРАТУРНОГО русского произношения. Я надеюсь посвятить этому вопросу отдельный материал, а пока - история видов.
___Теория видов русского глагола оказалась одним из самых спорных разделов русской грамматики. Я изложу лишь основные вехи. "Совершенный" буду писать так, как написано в тексте источников.
___Итак. Считается [1-3], что инициаторами учения о видах русского глагола являются Мелетий Смотрицкий (Грамматика, 1618) и Юрий Крижанич (Грамматика, 1666).

XVII век

1618 г. Мелетий Смотрицкий
"Грамматiки Славенскiя правильное синтагма" [6]

Грамматика Смотрицкого была издана в Вильне и на долгое время стала руководством, правилам которого следовали в письме и печати. Её терминология уже почти приблизилась к современной.
___Хотя Смотрицкий понимал под "видом" совсем не то, что мы сейчас, понятие "вид" и название "совершенный вид" впервые встречается, вероятно, именно у него: "Видов глагола суть два: первообразный, и производный." [6]

Производный вид разделялся ещё на
_____"начинательный" (например, "каменею", "трезвею")
_____"учащательный" (например, "читаю", "вставаю", "поучаю").

Таким образом, в основу деления по видам у Смотрицкого положена этимология. "Это деление восходит к латинской грамматике, в которой глаголы делились на первообразные и производные, и к последним относились глаголы начинательные (inchoativa) и учащательные (iterativa)" [1].

1666 г. Юрий Крижанич
"Граматично изказанjе об русском jезику" [7]
Крижанич пытался создать грамматику общеславянского языка, поэтому часто использовал своеобразные формы: "говарjал" вместо русского "говаривал", "спрашал" вместо "спрашивал" и т.д., считая русские варианты "мужицкими, испорченными" [3].
В основу классификации глаголов положен характер действия, которое они означают. Крижанич разделял славянские глаголы на три основные категории [1,3]:

И еще выделялась разновидность
При этом начинательные глаголы, независимо от своей начинательности, могут быть однократными и неопределенными.

КОММЕНТАРИЙ
___1. По-моему, очевидно, что у Смотрицкого вид "совершЕнный" в смысле идеальный. Т. е. "совершенный" - прилагательное, а значит, "совершЕнный". Так что "идеальный вид" вполне может существовать.
___2. Грамматику Смотрицого я цитирую по черновикам М. Ломоносова в его собрании сочинений[5]. Буду благодарна, если кто-нибудь найдет полный текст Грамматики Смотрицкого, а также книги: Засадкевич Н. "Мелетий Смотрицкий как филолог"; Прокошина Е. "Мелетий Смотрицкий"
___3. Названия видов у Крижанича даны в переводе А.А. Потебни. Другого не нашла. Слово "вид" у Крижанича не встречается.

XVIII век
Начало

1757 г. Ломоносов М.В. "Российская грамматика"
Грамматика Ломоносова - первый труд по русской грамматике, созданный в Академии наук. Он служил почти единственным практическим руководством в течение всей второй половины XVIII в.
___Ломоносов очень многое почерпнул у М. Смотрицкого [5]. Почему-то считается [2,4], что Ломоносов, увлеченный тогдашними европейскими идеями, ввел "совершенно не свойственное русскому языку многообразие глагольных времён вместо видов, намёки на которые были уже у Смотрицкого" [4]. На самом деле, Ломоносов, так же как и Смотрицкий, делит глаголы на первообразные и производные (правда, не называет это "видами"); на простые ("даю", ставлю") и сложенные (т.е. составные: "благодарю", "своевольствую", "отдаю", "преодолеваю"). Что касается времён, то у Смотрицкого их было 6, у Ломоносова - 10. "Времен имеют Российские глаголы десять: осмь от простых и два от сложенных [5]. От простых:

От сложенных:

КОММЕНТАРИЙ.
___1. Мне кажется очевидным, что в делении Ломоносова на категорию времени наложен дополнительный разряд, который в следующем веке и будет выделен в категорию вида. Но я рискну не согласиться с тем, что Ломоносов проигнорировал присутствие видов у русского глагола, на которое указывал ещё Мелетий Смотрицкий, и "только в начале XIX столетия немцы Фатер и Wanne, а у нас проф. Болдырев опять возвратили русскому глаголу его "виды" [2]. Просто нечего было ещё игнорировать. В 17-18 вв. лингвистика лишь начала разбираться с классификацией глаголов. По черновикам [5] видно, как долго и постепенно Ломоносов устанавливал число и названия видов. Но труд его не пропал даром: именно его классификация обнажила проблему, сделала очевидной существование дополнительной категории, выделением которой и занялись исследователи с самого начала 19 в.
___2.Очевидно также, что у Ломоносова "совершенный" - причастие. Смысл названия, по-моему, тоже очевиден: "свершённое", "законченное". Название "совершенный" я пишу так, как оно пишется в "Российской Грамматике", без всяких искажений. Но очень серьёзен вопрос, как оно произносилось! Дело вот в чём.
______а) У Ломоносова буква Е используется для обозначения трёх звуков: э, е, ё. Несколько параграфов Грамматики посвящены правилам её орфоэпии, но, на мой взгляд, ни один из них не подходит для слова "совершенный". Вообще, произношению е/ё я собираюсь посвятить отдельную статью. Хочу процитировать вам Ломоносова и Востокова - это стоит почитать!
______б) В литературном произношении 17-19 вв. были сильны церковно-славянские традиции, где звук ё заменялся на е. Поэтому у меня есть сильное подозрение, что слова типа "совершённый", "уединённый" произносились как "совершЕнный", "уединЕнный" (по аналогии с "житие", "твое"). Соответственно и писалось: "совершеннаго вида". Если это так, тогда исторически правильно "совершенный", а по смыслу - "совершённый". И как мы будем решать этот вопрос?
___Хорошо было бы поговорить на эту тему с г-ном Чумаковым В.Т. [14], но я не могу с ним связаться. И книжки его не могу найти, может кто поможет?
___3. Я цитирую книги 17-18 вв. в современной орфографии по одной простой причине: не знаю, как передать букву "Ять" (Ъ с галочкой на верху). К счастью, слово "совершенный" переделывать не приходится. Его тогдашнее написание соответствует нашему.
___4. Итак, я убеждена, что искать ответ на наш вопрос надо в произношении 17-19 вв. (Правда, я пока не знаю, как). В последующие годы название "соверше(ё)нный" лишь заимствовалось для обозначения класса глаголов, постепенно приобретая то значение, которое мы вкладываем в него сегодня. Собственно, на этом можно было бы закончить моё повествование. Но мне хочется, чтобы Вы увидели всю картину истории видов. Прочувствовали, как всё это не просто. Повторюсь: я привожу лишь самые интересные идеи из десятков и десятков работ, посвящённых одному небольшому вопросу языкознания - учению о видах русского глагола.

XIX век, первая половина.
Начало

1802 г. издана "Российская Грамматика" - коллективный труд членов АН, он дополнил грамматику Ломоносова новыми материалами, но был лишён ясности и систематичности ломоносовского изложения.
___Учение о видах полемически заострено против старого учения ломоносовской школы о богатстве времен русского глагола.

1809 г. Фатер И. "Практическая грамматика русского языка" [1]
Выделяет, пока ещё не вполне отчётливо, три основных вида: несовершенный (с тремя временами), совершенный (с двумя) и учащательный (он же многократный).

1810 г. Таппе А.В. (учитель Выборгской гимназии) [8]
Систематизировал и упорядочил идеи Фатера. Различал четыре вида:

1812 г. Болдырев А.В. "Рассуждение о глаголах" [8]
Проф. Болдырев выдвинул новое учение о видах и временах русского глагола. Он находит в русском языке только две формы времени - настоящее и прошедшее. Недостаток форм времени возмещается богатством видовых различий. Теория видов впервые положена в основу всей системы русского глагола. Считал, что по значению глаголы распадаются на пять разрядов (впоследствии названные видами):

1822 г. Чаплин А. статья "О разделении глаголов" [8]
"В русском языке число глаголов определяется числом неокончательных наклонений (т.е. инфинитивов), выражающих разные понятия о действии, различные образы самого действия и соответствующие разным видам. Видов же три: 1) неопределенный или несовершенный ("сидеть"); 2) многократный или учащательный ("сиживал"); 3) однократный или совершенный. Впрочем, многократный вид располагает лишь формой одного ("давнопрошедшего") времени, поэтому целесообразно соединять многократный вид с неопределенным в одно спряжение... Таким образом, получается два класса глаголов: несовершенного и совершенного вида."

1827 г. Греч Н.И. "Практическая русская грамматика" [1]
"Взгляды Греча не оказали большого влияния на дальнейшую разработку учения о виде" - слишком сложна была предложенная им система видов, но "сам термин "вид" едва ли не под влиянием Греча утвердился в русской грамматике" [1]. Различал шесть основных видов. Четыре у простых глаголов: неопределённый ("пишу", "сижу"), определённый ("иду", "бежал"), многократный ("хаживал", "езжал"), однократный ("шагнуть") и два у предложных: несовершенный ("вынашивать", "выносить") и совершенный ("вынести", "вЫносить"). И еще пять второстепенных (смешанных) видов.

1831 г. Востоков А. Х. "Русская грамматика" [9]
По Грамматикам Востокова (Сокращенная и Полная) русский язык изучали в течение почти всего 19 в. В наших учебниках русского языка очень многое также идет от грамматик Востокова. Следующий аналогичный труд (т.е. нормативное систематическое описание грамматического строя русского языка) был создан только в 1952 г. [10].
___Востоков дал свод основных правил видового формообразования. Его учение о трех видах стало каноническим. Различал три основных вида с подвидами:

Я взяла в кавычки слова, которые написаны так, как они даны у Востокова. Отношение Востокова к букве ё опишу отдельно.

КОММЕНТАРИЙ.
На этом заканчивается первый этап разработки теории видов. Как видите, творческий процесс в самом разгаре: ещё ничто не устоялось, обо всём спорят; предлагаются разные способы классификации, разные названия; зачастую похожие названия видов означают совсем разные вещи. В целом, в этот период определилось общее соотношение между видом и временем и были схематически очерчены основные различия между видами глаголов. А заодно и наметилась тенденция: смешение в одной категории вида двух признаков деления - количественного (однократность/многократность) и качественного (завершённость/незавершённость).

XIX век, вторая половина.
Начало

На фоне учения о трех видах выдвинута и обсуждается новая идея - "Теория трёх степеней".

1850 г. Павский Г. "Филологические наблюдения" [11]
Выделен количественный признак в видовых различиях: глаголы делятся по количеству времени, употреблённого на действие, и величине пространства. Виды по аналогии со степенями сравнения прилагательных названы степенями, а учение получило название "Теория трёх степеней".

1865 г. Некрасов Н.П. "О значении форм русского глагола" [1]
Та же теория "Трёх степеней", только Некрасов связывает её с качественностью действия, которая заключается в "свойстве его проявляться кратко или быстро и медленно или продолжительно".

1880-е г. Потебня А.А. "Из записок по русской грамматике"[3]
Потебня - наиболее выдающийся теоретик среди русских лингвистов того времени. Четвёртый том его "Записок...", касающийся глагола, был написан в 1880-е гг., но издан только в 1941 г. Он не создал законченного учения о видах. Но в его труде дан подробный разбор различных теорий вида от Крижанича до Павского, в результате которого сделан замечательный вывод: "Отождествление продолжительности и кратности оказывается ошибочным; остается разделить эти понятия."
_____К началу 20 в. лингвисты вняли этому совету.

XX век
Начало

1913 г. Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики [4]
"Школьная грамматика обыкновенно насчитывает четыре вида в глаголах - совершенный, несовершенный, однократный и многократный; однако, эти виды нельзя признать равноправными, так как два последние являются лишь частными случаями первых. Основными видами глагола нужно признать НЕСОВЕРШЕННЫЙ и СОВЕРШЕННЫЙ соответственно тому, что мы можем каждое глагольное действие представлять себе двояко: как совершающееся и как исполненное. Точнее было бы назвать и самые виды глагола совершающимся и исполненным, вместо обычных недостаточно точных терминов "несовершенный" и "совершенный". [4]

1947 г. Виноградов В.В. Русский язык [1]
После того как было установлено, что видов два, и закреплены их названия - совершенный и несовершенный, центр дискуссии переместился на определения. Сейчас у лингвистов нет разногласий в общем определении категории вида: "Категория вида обозначает, как протекает во времени или как распределяется во времени тот процесс, который обозначен в основе глагола" (Пешковский А.М. [1]). "Но до сих пор русским грамматикам не удалось найти то главное различие, которое рассекает русский глагол на две равные части: совершенный и несовершенный виды" [1]. Есть три основных версии [1,12,13].
_____1. Традиционная (господствующая в русских, особенно школьных, грамматиках): несовершенный вид выражает действие длящееся, а совершенный - законченное. Существует множество оттенков этого определения: Ульянов Г.К., Шахматов А.А., Пешковский А.М., Быкова Л.А. и др.
_____2. Совершенный вид обозначает действие, достигшее результата, цели, или (более широко) действие, ограниченное внутренним пределом: Размусен Л.П., Виноградов В.В.
_____3. Совершенный вид обозначает действие как неделимое целое, а несовершенный не содержит указания на целостность действия: Маслов Ю.С., Бондарко А.В.

В заключение скажу, что последние десятилетия 20 в. характеризуются усиленным вниманием к теории уже не чисто русского, а славянского глагола. Общая теория славянского глагола разработана Масловым Ю.С. А теория видов выросла в целую отрасль науки - аспектологию (в международной терминологии "вид" - "аспект").


Литература
Начало

1. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М. 1947
2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А Энциклопедический словарь, С-Пб, 1890-1904
3. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. ч.IV. Глагол. М. 1941
4. Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики, Изд-е 4-е, Казань, 1913
5. Ломоносов М.В. Россiйская грамматика. С-Пб. (1-е изд. 1757, С-Пб), 
     В кн.: Ломоносов М.В. Сочинения, т.4., С-Пб., типография ИАН, 1898. 
6. Мелетiя Смотрицкаго: Грамматiки славенскiя правильное синтагма. М. 1721. 
     (1-е изд. 1618, Вильно; цитируется по [5])
7. Крижанич Ю. Граматично изказанjе об русском jезику Брянск, 1848  
     (написано в Тобольске в 1666 г., цитируется по [3])
8. Труды Общества любителей российской словесности при Императорском 
     Московском университете, М., 1812-1822; цитируются по [1,3]
9. Востоков А.Х. Русская грамматика по начертанию его же сокращенной 
     Грамматики полнее изложенная, Изд-е 4-е,С-Пб, типография АН, 1839 
     (1-е изд. 1831, С-Пб)
10. Грамматика русского языка (ред. проф. Виноградова В.В.), М, 1952
11. Павский Г. Филологические наблюдения над составом русского языка. 
     Рассуждение третье. О глаголе., С-Пб, типография ИАН, 1850
12. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол, Л. Просвещение, 1967
13. Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии, Л. Изд-во ЛГУ, 1984
14. Пчелов Б.В., Чумаков В.Т. Два века русской буквы Ё. История и словарь, 
     М. Народное образование, 2000
Историческая справка
Начало

Смотрицкий Мелетий (1578-1633)
Учёный-филолог, церковный и общественный деятель Юго-Западной Руси. Сын каменецкого писаря, впоследствии бывшего ректором острожского училища. Учился в Виленской иезуитской коллегии; слушал лекции в Лейпцигском и Виттенбергском университетах. В 1610 г. в Вильно вступил в православное братство. В 1618 г. постригся, скоро был возведён в сан полоцкого архиепископа, а затем избран виленским архимандритом. Вёл бурную деятельность, стараясь объединить православную и католическую церкви. При этом Смотрицкий выступал за полное подчинение православной церкви папе и признание всего прошлого ошибкой и ересью. Этим сильно восстановил против себя православие. В результате, с 1627 г. был вынужден довольствоваться местом настоятеля Дерманского монастыря. А с 1629 г. после того, как не удался очередной собор католиков с православными, Смотрицкий тихо жил в своём монастыре, собирая библиотеку, истязая себя власяницей и постами. "Грамматiки славенскiя правильное синтагма" написана в первый период его деятельности, когда он был простым монахом и учителем в школе виленского братства. Издана в 1618 г. в Вильне (более известное изд-е 1619 г. - второе). [2]

Крижанич Юрий (ок. 1617-неизв.)
Учёный-хорват, один из первых проповедников идеи панславизма. Учился в Вене, Болонье, Риме. В 1659 г. приехал в Малороссию с целью проповедовать идею славенского единения. В 1661 г. сослан в Тобольск за резкие, самостоятельные мнения. Знакомится с Лазарем и протопопом Аввакумом и целиком отдаётся литературной деятельности. Создал большие труды по русской истории, по богословию, а также по грамматике ("Граматично изказанjе об русском jезику", написано в Тобольске в 1666 г., издано в Брянске в 1848 г.). В 1867 г. Крижаничу удалось освободиться из ссылки и уехать в Москву. О дальнейшей судьбе его известно мало. Отпустить на родину его отказались, хотя есть сведения, что умер он вне России. [2]

Востоков Александр Христофорович (1781-1864)
Выдающийся русский языковед, поэт и переводчик. Одной из заслуг Востокова является создание учебных книг по русскому языку: "Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях" (1831), которая переиздавалась 15 раз, и "Русская грамматика... полнее изложенная" (1831), переиздававшаяся 14 раз. По этим книгам изучали русский язык в течение почти всего XIX в. Многое в современных учебниках русского языка идет от грамматик Востокова.

Общество любителей российской словесности при Императорском московском университете.
Основано в 1811 г. Прекратило существование в 1844 г. С 1858 г. возобновило деятельность. Издавало литературу по русскому языку и регулярные "Труды Общества любителей российской словесности при Императорском Московском университете" [2]

Общество любителей отечественной словесности в Казанском университете.
Основано в 1805 г. Прекратило существование в 1853 г. Издавало "Труды Общества любителей отечественной словесности в Казанском университете" [2]

Начало