ПРЕДЛОЖЕНИЕ

27.02.2012.
Маюсь со Сказуемым!

Напоминаем: прмеры взяты из [2], [12] и других источников
без их указания, чтобы не рассеивать Ваше внимание.



§ 1. Предложение: состав

Наступило утро.
Здесь есть действие (наступило) и есть то, что действует (утро).

Туман.
Здесь нет действия, но есть что-то (туман).

Похолодало.
Здесь есть действие (похолодало), но нет того, что (или кто) действует.

Тихо.
Здесь нет ни действия, ни чего-то (или кого-то). Сообщается об обстановке.


Это примеры простых нераспространённых предложений.

Любое из них можно дополнить деталями, подробностями — сделать простым распространённым.


Неторопливо наступило раннее утро.

Густой туман с его промозглой сыростью.

Очень быстро и сильно похолодало.

На десятки километров тихо вокруг.


Простым нераспространённым предложением называется предложение, содержащее только самые необходимые сведения.

Простым распространённым предложением называется предложение, содержащее детали, подробности.


Чтобы лучше понять предложение, удобно разделить его на смысловые части. Смысл — это ответ на какой-то вопрос. Например, буква в ни на какой вопрос не отвечает, зато в окно отвечает на вопрос: куда?


Часть предложения, отвечающая на какой-нибудь вопрос, называется членом предложения.


Проснулся он рано утром и увидал перед собой широкую мутную реку.

Что сделал? Проснулся и увидал. Кто? Он. Как? Рано. Когда? Утром. Где? Перед собой. Какую? Широкую. Какую? Мутную. Что? Реку.



§ 2. Главные члены предложения.

Члены предложения принято делить на главные и второстепенные. К главным относят подлежащее и сказуемое.


Подлежащее

Подлежащим называется член предложения, о котором сообщается, что он


действует
Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета.
Погода стала холоднее.


или

имеется
У него водились книги.
У Кости есть словарь.


или

существует
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора...
Унылая пора! Очей очарованье!


или

является кем-то, чем-то
Деревня... была прелестный уголок.
Вода является химическим соединением.
Родина есть место, где ты родился.


Если подлежащее выражено склоняемой частью речи, оно всегда стоит в именительном падеже, то есть отвечает на вопросы кто? или что?



Сказуемое

Рассмотрим интересный глагол быть.

Подобно действию идти (иду, шёл, ходил...), действие быть обозначается разными словами:

Как и все глаголы, этот глагол обозначает действие.


П р и м е ч а н и е: если с формами прошедшего и будущего времени трудностей не бывает, то с формой настоящего времени есть (не кушать) трудности могут возникнуть из-за неоднозначности этого слова. См. далее.


В предложении глагол быть, а особенно часто, в настоящем времени — есть — может иметь смысл:


существует, бытует:
Есть женщины в русских селеньях...


имеется:
Есть идея.


представляет собой кого-то, что-то:
Квадрат есть равносторонний прямоугольник.
Квадрат равносторонний прямоугольник.


В предложениях, подобных последнему, часто тире ставится вместо есть; тогда перед тире слово произносится с интонацией, близкой к вопросительной (т. е. с повышением тона), и делается остановка.



Член предложения, обозначающий действие или состояние подлежащего, есть главный член предложения сказуемое.


Сказуемым сообщается:

Наклонения

Принято различать сказуемые по наклонениям.



Он пустился бежать, а я бросился догонять.

Он пустился наутёк, я бросился в горящую избу.


В таких предложениях часто сказуемое опускается, тогда на его месте ставится тире. Особенно так делают, чтобы сообщить энергичность действия:

Он бежать, а я догонять!

Он наутёк, я в горящую избу.


В роли сказуемого могут выступать не только глаголы, но и другие части речи, когда они несут смысл действия.

И новые друзья ну обниматься, ну целоваться.

Ну в таких предложениях подчёркивает энергичность. Применяются и другие слова в роли сказуемого (например, давай), когда обозначают начало действия.


Здоровье бедного Дубровского всё ещё было плохо.


Он был бы твой ровесник.

Что делал бы? Был бы. Кто? (Кем?) Ровесник (ровесником).


Будь вежлив.


Митя будет лётчиком.

Что сделает? Будет. Кем? Лётчиком.


Я гордился бы таким, сыном.
Я был бы горд таким сыном.
Облака порозовели.
Облака стали розовыми.
Брат болел.
Брат был болен.
(В состояни болезни.)
Дом был пятиэтажный.
Мы будем мастерами своего дела.
Будьте осторожны при переходе через улицу.
(В состоянии осторожности.)
Я был бы рад с ним познакомиться. (В состоянии радости.)
«Я не то, что вы предполагаете, — продолжал он, потупя голову, — я не француз Дефорж, я Дубровский».
Из шатра толпой любимцев окружённый выходит Пётр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен.
Она (осина) бывает хороша только в иные летние вечера.
Погода становилась всё более жаркой.
Лицо извозчика казалось печальным и хмурым.
Это происшествие явилось для меня полной неожиданностью.




§ 3.Второстепенные члены предложения.

Дополнение

Второстепенный член предложения — имя существительное — называется дополнением.

Вскоре другие вести дали новую (что?) пищу (чему?) любопытству и толкам.

Начальник (чего?) шайки славился (чем?) умом, отважностью и каким-то великодушием.

Рассказывали (о ком?) о нём (что?) чудеса.

На Дубровском (на ком?)лежали сильные подозрения.

Определение.

Второстепенный член предложения, обозначающий признак, количество или принадлежность, называется определением.

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом.

Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе.

Мы ждали третий день.

Изба освещена была двумя сальными свечами.

Бурмистрова жена встретила нас низкими поклонами и подошла к барской ручке.

Изба (чья?)лесника состояла (какого количества?)из одной комнаты.

Лицо (чьё?)его имело выражение (как?)довольно (какое?)приятное.

Мне понравилась (чья?)митина книга

Приложение.

Второстепенный член предложения, обозначающий дополнительное («приложенное» к основному) название, называется приложением.


Красивая Маша-резвушка сидела с морковкой в руке.

Старуха-мать ждёт сына с битвы.

И рады мы проказам матушки-зимы.

И Зовёт он любезного сына – опору в превратной судьбе.

Слушатели с трудом выслушали интересную лекцию академика Зализняка.

Входят семь богатырей, семь румяных усачей


Приложение, являющееся неодушевлённым предметом и именем собственным, ставится в именительном падеже**:


На берегу стремительного Урала раскинулась казацкая станица Лбищенск.

Я очень люблю картину Репина "Бурлаки".

Он регулярно смотрит передачи канала "Наука 2.0".

Поезд подходил к станции Луга.



Обстоятельства.***

Обстоятельство есть член предложения, характеризующий действие, обстановку или чувство.


Если обстоятельство относится к сказуемому, обозначим и его, и сказуемое одним цветом, однако, напоминаем, что это разные члены предложения.

Обстоятельство образа действия

Обстоятельство образа действия обозначает, как совершается действие.

Колокольчик однозвучный (как?)утомительно гремит.
Корабль одинокий несётся, несётся (как?)на всех парусах.
Всё про очки лишь мне налгали, а проку (сколько)на волос нет в них.
Я (сколько раз?)три раза прочёл это стихотворение.
Весну мы встретили очень (как?)радостно.
Хозяйка была (как?)чрезвычайно весела.
Поезд летел, (как?)как стрела.
Дождь лил, (как?)как из ведра.

Обстоятельство места

Шум и крики раздавались везде. Гусей крикливых караван тянулся к югу. Отселе я вижу потоков рожденье.

Обстоятельство времени

Рано утром разбудил меня барабан. Я без души лето целое всё пела. Ждёт-пождёт с утра до ночи.

Обстоятельство причины

По милости Пугачёва я имел добрую лошадь. От волнения он не мог говорить. За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле.

Обстоятельство цели

Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать. По улицам слона водили, как видно, напоказ. Поблизости караван верблюдов остановился для ночлега.

Обстоятельства обстановки и чувства****

Стало холодно. Было сыро и пасмурно. Темно. На душе было тоскливо и тревожно.



Теперь, когда Вы познакомились с членами предложения, поучимся их определять.


Кто?какой?как?где? Что делают?
Цыганышумноютолпойпо Бессарабии кочуют.
ПодлежащееОпределениеОбстоятельство ОбстоятельствоСказуемое.

кто?чего?что делают?
Счастливыечасовне наблюдают
подлежащее дополнение сказуемое

кто? что сделали? где? когда? до чего? чего?
Провожающие собрались на перроне задолго до прихода поезда.
подлежащее сказуемое обстоятельство обстоятельство дополнение дополнение

кто? кого? что делают?
Семеро одного не ждут
подлежащее дополнение сказуемое
что пригодится? когда? что сделает
Учиться всегда пригодится
подлежащее обстоятельство сказуемое

где? где? где? кто? как? что делали?
У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом, лёжа, грелись.
обстоятельство обстоятельство обстоятельство подлежащее обстоятельство сказуемое

кто? как? что делали? кто? на кого?
Оба приятеля нисколько не походили друг на друга
подлежащее определение сказуемое дополнение дополнение

кто? где? что делали? когда? когда?
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
подлежащее обстоятельство сказуемое обстоятельство обстоятельство

что делают? кто? кто? каких? кто?
Входят семь богатырей, семь румяных усачей.
сказуемое подлежащее приложение1 определение приложение2

кто1? каких? кто2? что сделали? кого? и что сделали?
Несколько дюжих казаков схватили меня и связали.
подлежащее1 определение подлежащее2 сказуемое-1 дополнение сказуемое-2

кто? что делало? где?
Много народу толпилось на улице.
подлежащее сказуемое обстоятельство

кто? из кого? как? что сделал? какую? что?
Лучший из учеников быстро решил сложную задачу.
подлежащее дополнение обстоятельство сказуемое определение дополнение

кто? из кого? что делает? что? кому?
Один из вас должен помочь мне.
подлежащее дополнение сказуемое обстоятельство
(цели)
дополнение



В следующих предложениях определите каждый член самостоятельно.

(Сказуемое подразумевается: принялась. В таких случаях надлежит ставить тире: И царица хохотать...)




§ 4. Порядок и согласование слов в предложении.



Согласование сказуемого с числительными.

Подлежащее, состоящее из количественного числительного с существительным, может иметь два разных смысла.

Количество разрозненных предметов: сколько действует? Тогда сказуемое ставится в единственном числе и среднем роде:
Множество длинных саней, старых колымаг и раззолочённых карет стояло уже на лугу. ...За коими находилось несколько шалашей и землянок. (А. С. Пушкин.) Сколько стояло? Сколько находилось? Вокруг каждой чашки садилось десять человек. (М. Горький.) Сколько садилось? В результате столкновения, погибло семь и ранено 16 человек. Сколько погибло? Сколько ранено?

Совокупность предметов, как единое целое: кто действует? Тогда сказуемое ставится во множественном числе:
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. ...И останутся на бреге тридцать три богатыря... (А. С. Пушкин.) Кто прял? Девицы пряли. Кто останется? Богатыри останутся.


ЗАПОМНИТЕ:
если подлежащее – числительное с существительным – отвечает на вопрос:

кто? — сказуемое ставится во множественном числе;

сколько? — сказуемое ставится в единственном числе и среднем роде.

П р и м е ч а н и е: естественно, если числительное заканчивается числом один, сказуемое ставится в единственном числе:
пришёл один человек, вернулся сто двадцать один...


Мы спрашиваем: сколько было? сколько голосовало? Мы никогда не спросим: сколько приехали? сколько проголосовали? Это грубые ошибки. Поэтому с такими числительными, как ряд, большинство-меньшинство, столько-то процентов и т. п., сказуемое всегда должно быть в единственном числе.

Упражнения.

Принято считать, что порядок слов в русском предложении свободный. Это не совсем так.

Напомним: последнее слово фразы произносится пониженным тоном. Так обозначается конец фразы, и последнее слово оказывается выделенным, т. е. акцент фразы падает на него. Прочитайте вслух:

Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. (А. С. Пушкин.)

Моя жизнь в крепости Белогорской для меня сделалась не только сносною, но даже и приятною.

В Белогорской крепости моя жизнь сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною.

Не только сносною, но даже и приятною сделалась для меня жизнь моя в Белогорской крепости.

Как видно из примеров, смысл предложения остаётся тем же, даже когда мы переставляем целые фрагменты, а не только отдельные слова. Однако, сравните первое и последнее предложения. Поскольку интонацией мы всегда выделяем последнее слово, в первой фразе самым важным оказывается слово приятною: автор обращает внимание наше на то, что жизнь его стала именно приятной. В последней же фразе выделенным оказывается (опять последнее) слово крепости, и нам понятно, что жизнь автора стала приятной именно в крепости.

Жизнь в Белогорской моя крепости для сделалась меня не сносною только, но приятною и даже.

Как видите, порядок слов может и совершенно лишить фразу смысла.


Итак.

Порядок слов в русской фразе свободным можно назвать условно.


Слова в предложении связаны между собою по смыслу. Эта связь выражается формами и порядком слов.

Я внимательно читаю интересную книгу. Я — подлежащее, читаю — сказуемое. Обратите внимание: мы не можем сказать я читаете, я читают или я читаешь (см. спряжение глаголов).

Сказуемое согласовано с подлежащим.**

Читаю книгу, а никак не книгами или книгой (см. склонение существительных).

Дополнение книгу согласовано со сказуемым: что читаю?

Не интересные, не интересной, а именно интересную книгу .

Прилагательное интересную согласовано с существительным: какую книгу?

Ду́шный жар внеза́пно смени́лся вла́жным хо́лодом.

Как видим, связанные слова согласованы между собой с помощью формы. Действительно:
жар сменился, а не сменились;
жар душный, а не душная и не душные;
сменился холодом, а не хо́лода или холод;
холодом влажным, а не влажный или влажные.


Обратите внимание на порядок слов в предложениях Пушкина:

Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.


Если бы это были не поэтические строки, мы бы написали (формы слов оставим авторскими):
Я люблю пышное увяданье природы. Одетые в багрец и в золото леса, шум ветра и свежее дыханье в их сенях, и волнистою мглой покрыты небеса, и редкий луч солнца, и первые морозы, и отдалённые угрозы седой зимы.


Дело тут не только в необходимости соблюдения размера и рифмы. Часто подобные перестановки встречаются в народных былинах и сказках.
Например, Вы можете встретить и красная девица, и девица красная...

Иными словами, в прозаической речи обычный порядок такой:


Упражнения.

Примеры предложений
Цветом выделены сказуемое и подлежащее


§ 5. Перечисления


Перечисление

В предложении может быть несколько однородных членов предложения, которые относятся к одному и тому же члену и отвечают на один и тот же вопрос.


Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения, называются однородными членами. Обороты с однородными членами принято называть перечислениями.


Сквозь туман виднелись поля, пастбища, стада.
Несколько подлежащих при одном сказуемом.

Бледносерое небо светлело, холодело, синело.
Несколько сказуемых при одном подлежащем.

Вместе с чаем подали нам котлеты, яйца всмятку, масло, мёд, сыр.
Несколько дополнений, относящихся к сказуемому подали.

Крестьяне продолжали широко, ловко, легко и свободно размахивать косами.
Несколько обстоятельств образа действия, относящихся к обстоятельству цели размахивать.


Между членами перечисления ставятся запятые и-или союзы — что выбрать?


Я увидел мужика мокрого1, в лохмотьях2, с длинной растрёпанной бородой3. (И. С. Тургенев.)»

Даётся три части вида мужика, каждая часть описывает что-то определённое из этого вида:

Эта индивидуальность каждого описания не позволяет заменить последнюю запятую союзом и: так мы объединили бы совершенно разные признаки (одежду и внешность).


Повремени: дай лечь мне в гроб,
Тогда ступай себе с Мазепой
Моё наследие считать1
Окровавлёнными перстами,
Мои подвалы разрывать2,
Рубить3 и жечь4 сады с домами.


Обратите внимание: здесь три перечисления:


Как видим, эти три перечисления вложены одно в другое.


Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.


Даются признаки, но эти признаки, совершенно разные, являются признаками всё той же осени. Именно поэтому перед каждым членом перечисления стоит союз и; союз повторяется в каждом члене, поэтому и запятые необходимы.

Обратите внимание: перед первым членом перечисления нет союза, однако, запятая перед первым союзом (перед вторым членом: ...дыханье, и мглой...) есть. Так автор даёт понять, что и первая часть предложения (в багрец...) входит в перечисление, что и после неё требуется остановка при чтении.

В перечислении багрец и золото только два дополнения; в таких случаях между ними ставится союз и. То же — в перечислении подлежащих шум и дыханье.

Всё же предложение представляет собой перечисление, в котором союзами и подчёркнуто присутствие подлежащих, каждое со своим определением. Ставить ли перед первым членом перечисления союз, решает автор, но желательно ставить.

Если каждый член перечисления сопровождается союзом, перед союзами ставятся запятые.


Итак, в перечислениях члены могут отделяться:

Союз и перед каждым членом перечисления ставится тогда, когда требуется подчеркнуть различие между членами:
Прощай, немытая Россия, страна и рабов, и господ.
Я и уроки сделал, и гулять пошёл.
Задачу решили и Петров, и Иванов, и Сидоров


§ 6. Вводные обороты речи.


Оборот (речи) есть совокупность слов, имеющая, как единое целое, собственный смысл.


П р и м е ч а н и е: любое предложение есть совокупность слов, имеющая собтвенный смысл. Однако, термин оборот речи вводится для определения отдельных частей предложения.


Запряжённые в сани лошади стояли у ворот.

Оборот запряжённые в сани определяет состояние лошадей; оборот запряжённые в сани лошади определяет обстановку у ворот; оборот стояли у ворот определяет действие и его место.

Всё предложение сообщает о зиме и о готовности двинуться в путь.


Запряжённые в сани, лошади стояли у ворот.

Теперь предложение сообщает о лошадях. Да, зима и готовность в путь остались, но теперь речь идёт именно о лошадях: лошади стояли у ворот. Оборот запряжённые в сани только уточняет, какие (в каком состоянии) лошади.


П р и м е ч а н и е: оборот запряжённые в сани можно переставить в другое место, но смысл всего предложения изменится: Лошади, запряжённые в сани, стояли у ворот. Здесь у ворот приобретает бо́льшее значение.


Вводный оборот выделяется остановками (в устной речи) и знаками препинания (в предложении).


И что Вы, с Вашим умом, нашли в нём?
Здесь И что Вы нашли в нём? дополняется оборотом с Вашим умом, что делает фразу не просто вопросительной, но и выражающей удивление: "Вы же умный!"


Нависшая над высокими вершинами тополей, туча уже сыпала дождиком.
Уточняется место и положение: нависла над тополями.


Жухрай, матрос, с нами не разговаривал.
Дополняется, что Жухрай – матрос.


Оба предложения можно перестроить так, что эти обороты не будут вводными:
Нависшая над высокими вершинами тополей туча уже сыпала дождиком.
Теперь есть описание тучи, которое входит в предложение. Об этом говорит отсутствие выделения (запятой).
Матрос Жухрай с нами не разговаривал.
Теперь матрос – не вводное слово, а часть двухсловного подлежащего.


Помните:
если общий смысл фразы без оборота не меняется, значит оборот — вводный;
любой оборот (как и отдельное слово) может выступать в роли вводного;
выбирает, выделить ли оборот, сделав его вводным, автор;

сто́ит оборот лишить выделения — фраза приобретёт другой смысл.


Примеры вводных оборотов.


Несколько примеров: разные степени значимости вводного оборота аббревиатура.

П р и м е ч а н и е: Здесь мы называем оборотом одно слово затем, чтобы напомнить, что "оборот речи" (или, коротко, "оборот") может состоять и из одного слова, и из большого, многословного предложения, с собственными знаками препинания.


Во всех примерах слово аббревиатура является вводным, только в каждом случае, благодаря способу выделения, приобретает разную значимость.


Есть обороты, которые применяются почти исключительно в качестве вводных. Например, слова однако, например.

Есть суждение, что в начале предложения вводные не выделяются. Однако, это не так: вводный оборот остаётся вводным на любом месте в предложении, и выделять его надо в любом случае.


Можно было бы написать: Но это не так: вводный... Смысл предложения не изменился бы, но акце́нт на несогласии с предыдущим суждением был бы ослаблен: на слово однако падает логическое ударение фразы, чем обращается внимание слушателя: предыдущее неверно или неточно.


В то же время, например, однако может быть выделено и в самостоятельное предложение, если надо особо подчеркнуть его значимость:

Однако! Всё это имеет ничтожное значение.


Подведём итоги.

  1. Любая часть речи и целые обороты могут применяться в роли вводных.
  2. Вводный оборот выделяется интонацией и, значит, знаками препинания.

Несколько примеров из Граммы.Ру: как несправедливо устанавливать рамки для вводных оборотов.

Ка́к мне кажется, я сообщу Вам позднее. Оборот как мне кажется здесь вовсе не является вводным: это подчинённая часть сложноподчинённого предложения.
    Он решился так поступить без сомнения, без колебаний.
    Погода, вне всякого сомнения, будет хорошей. — Нельзя кардинально менять свою жизнь вне всякого сомнения, без колебаний.
    Погода, ко всеобщему удовольствию, была хорошей. — Погода стала хорошей ко всеобщему удовольствию.
    Погода, по прогнозу метеобюро, будет хорошей. — Погода стала хорошей – точно, по прогнозу метеобюро.

Итак: список вводных слов и оборотов может быть бесконечным, но ничто из этого списка не может быть определено только, как вводное, поскольку оно может быть и не вводным. Такие слова, как однако, например, впрочем — скорее, исключение из правила, чем само правило.



§ 7. Пунктуация

Если Вы делаете остановку посреди фразы — при записи в этом месте требуется знак препинания.


Если в предложении стоит знак препинания — при чтении в этом месте требуется остановка.

Двоеточие

Двоеточие ставится в следующих случаях.

Обобщающий оборот: перечисление
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил1 весь избитый,
Кто штык точил2, ворча сердито, кусая длинный ус.

Высказывание: объяснение
...

Следствие: причина
...

Пушкин, Лермонтов применяли двоеточие в тех случаях, когда мы применяем тире.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя: (лихое племя — богатыри)
Богатыри — не вы!
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Плохая им досталась доля: (плохая доля — не вернулись)
Немногие вернулись с поля.